ПАРАОБРАЗОВАНИЕ

СХТ
Адрес: Санкт-Петербург,
Биржевая линия, дом 12
ПРОГРАММА
О ПРОЕКТЕ
Инициатором этой программы выступили участники театральных студий Петербурга. 99% кружков, студий, школ, где с детьми и подростками занимаются театром — актёрские. Естественным образом в них почти полностью отсутствует теоретический подход к изучению театра. Сами участники студий хотят знать больше про современный театр, его историю и теорию.
КАК ПРОШЛО
  • 5
    дней
  • 19
    событий
  • 16
    спикеров
  • > 300
    участников
Пять дней в пространстве Социального-Художественного театра участники осмысляли теорию и историю театра на лекциях и семинарах, разговаривали об актуальном театре с практиками и сами пробовали создавать мини-пьесы и мини-спектакли на лабораториях. Специфика программы как раз в этом — в многообразии форм и подходов к театральному образованию. Мы уверены, что театр и его изучение должны быть разными и свободными от рамок и границ.
РАЗГОВОРЫ С ПРАКТИКАМИ
Пермский режиссер Саша Шумилин на примере спектаклей театральной компании «немхат» рассказывал о создании экспериментальных проектов — от идеи до реализации. Например, как и зачем «немхат» рефлексирует об идентичности коми-пермяков в перформансе «Коми-пермяцкий алфавит», или почему делать спектакли в бассейне и ботаническом саду — это круто. В общем, развивали вместе с Сашей «радикальное воображение».
На опен-толке с Яной Туминой тоже узнавали о методе работы над спектаклями, а именно о визуальных постановках театра художника, представительницей которого является Тумина. Яна отвечала на вопросы о том, что за человек режиссер (спойлер: «это тот, кто умеет договариваться»), о независимой Театральной лаборатории, об опыте постановки с ребятами с ментальными особенностями и театральной педагогике. Получилось содержательно и искренне.
На семинаре (по совместительству стендап-шоу) Бориса Павловича «Формальный разбор» разобрали вообще всё: и действенный анализ по Станиславскому, и пять событий по Товстоногову, и разложили по этим событиям «Гамлета» и даже узнали, как Борис строит конфликт в собственных спектаклях. Было очень умно и очень смешно.
ЛЕКЦИИ
Лекционная часть программы была посвящена ключевым именам истории театра XX века — зарубежного и российского. Исследовательница театра и куратор программы Юлия Клейман рассказывала об идеях французского режиссера Антонена Арто и о том, как его теория «театра жестокости» претворилась в жизнь в практике американского авангарда 60-х годов. От педагога и режиссера СХТ Алисы Ивановой узнали о жизни и искусстве Станиславского и чем метод его соратника Демидова круче. Профессор Николай Песочинский объяснил, почему Мейерхольд — великий режиссер, проанализировал его главные спектакли, и твердо убедил многочисленную аудиторию, что весь современный театр на самом деле — «по Мейерхольду».
ЛАБОРАТОРИИ
В рамках лаборатории драматургов Полины Коротыч и Маши Всё-Таки участники разбирали основы построения пьес и немного строили свои — разрабатывали персонажей, сочиняли бесконфликтные действия и много-много писали.
На лаборатории Кирилла Люкевича режиссер предлагал придумывать сюжеты на основе набора предметов и «оживлять» историю с помощью камеры, увидеть сценический потенциал в вещи — будь то стул или листок бумаги. Участники и свободно импровизировали с предметами, и брали за основу литературный материал — так перчатка, прищепки и веревка рассказали страшную сказку-триллер о «Белой свинье». А еще — в ключе разговора о театре предмета — посмотрели и обсудили запись спектакля «Наблюдатели» Михаила Плутахина, это коллаборация его Театра Предмета и музея история ГУЛАГа.
МАСТЕР-КЛАССЫ
На пластических мастер-классах участники работали со своим телом и психофизическими ощущениями. С актрисой и хореографом Галой Самойловой изучали телесность через тишину и молчание, концентрируясь внимание на внутренних ощущениях. А с актрисой Ксенией Плюсниной много смеялись и даже кричали, и познакомились с техникой ее учителя Ларисы Грачевой — через актерские тренинги на доверие, раскрытие эмоций и чувствование тела.
А на двухчастном мастер-классе Юлии Клейман участники узнавали о способах написания рецензии на спектакль, а после этого — практиковались. Посмотрели запись спектакля французского режиссера Жоэля Помра «Золушка» по пьесе самого постановщика, провели интересное обсуждение, написали тексты о «Золушке» и совместно их разобрали. В общем, поработали!
О ПРОФЕССИЯХ
Коллективная лекция о театральных профессиях получилась классным опытом профориентации. «Театральные люли» — продюсер Яна Плешанова, художник по свету Гидал Шугаев, художник по звуку Виктор Семенов, режиссер Лена Павлова и театровед Алиса Хворостян — коротко и ярко объяснили, чем они занимаются, как сложно и интересно работать в театре и какие качества и навыки важны для их профессии.
Продолжила этот разговор лекция Александрины Шаклеевой и Юлия Клейман «Кто такой куратор?». И после этого куратором, кажется, захотели стать многие. На примерах своих проектов в Тюмени и Петербурге Александрина и Юлия показывали, что реализовать можно всё, что угодно, если уметь генерировать крутые идеи и договариваться с людьми.
КУРАТОРЫ
  • Кеша Башинский
  • Юлия Клейман
Другие проекты фестиваля